Врио руководителя Калининградстата: У нас нет задачи по подгону информации в определённые рамки
Е.С. Александрова стала врио руководителя Калининградстата несколько месяцев назад. В своём первом интервью интернет-порталу «Клопс» она рассказала, как создаётся статистика, есть ли возможность вписывать нужные показатели и будет ли госслужба работать с Big Data.
Как создаётся статистика
Статистика возникла фактически одновременно с появлением государства. Она необходима, чтобы иметь объективные и достоверные данные о положении дел в стране, для принятия грамотных управленческих решений. Для этого происходит сбор информации и её обработка, детальная оценка, реагирование, а на выходе — предоставление информации и выпуск аналитических материалов. Кому она нужна? Она нужна, без ложной скромности, абсолютно всем: как государственной исполнительной власти, так и научной сфере, коммерческим структурам, обычным гражданам.
Первоначально был один путь сбора информации — отчёты на бумаге. Обработанные данные предоставлялась в центр для детального анализа. Сейчас тенденция направлена на уменьшение нагрузки респондентов. Мы стараемся уйти от большого объёма отчётности, отменяя дублирующие формы.
О Big Data и статистике
Большие данные — Big Data — очень красиво. Модное название. В новой Стратегии развития Росстата определённое место Big Data уделялось, конечно. Начинали попытки использования больших данных. Но в момент тестирования возникли некоторые сложности. Их необходимо преодолеть, решить появившиеся проблемы. Здесь особенно важно, что Big Data — это большое количество, в том числе, неофициальной информации, а статистика — это орган государственный и официальный. Поэтому использование больших данных в полном объёме для наших целей весьма сомнительно. Мы можем использовать часть этого массива, если она является точной и достоверной. Но для этого потребуются определённые изменения в законодательстве. Первая ступень — это может быть использование информации кассовых аппаратов для формирования индексов цен.
В этом направлении мы уже используем технические разработки — специальные мобильные устройства. Сотрудники, которые занимаются изучением цен, вводят информацию, и она сразу уходит на сервер Росстата, минуя обработку на территориальном уровне. Раньше мы ходили, собирали цены, анализировали, делали расчёты и выходные таблицы отправляли в Росстат. Там тоже анализировали и выпускали готовый продукт.
Наших посетителей информация интересует самая разнообразная. Но любопытно, сколько бы ни говорили о полном уходе в цифру, всё равно остается востребованной наша библиотека, несмотря ни на что. У нас библиотечный фонд за всю деятельность Калининградстата в наличии. Есть специалисты, помогающие ориентироваться во всём объёме информации. Сейчас, правда, библиотека работает в ограниченном режиме, но по предварительной записи её можно посетить.
Статистика во время пандемии
Во время пандемии мы изменили график работы, чтобы обезопасить наших людей от возможности заражения в транспорте. Мы приняли гибкий график, чтобы в кабинетах не было скученности, отправили сотрудников 65+ на больничные, беременным женщинам и тем, у кого маленькие дети предоставили отпуска. Идём на все меры, чтобы обезопасить себя и окружающих от заражения.
Из-за коронавируса задержка в передаче информации была. Но это связано только с тем, что предприятия не осуществляли деятельность, они ушли на нерабочие дни в апреле. Поэтому сроки предоставления некоторых форм статотчётности были сдвинуты. Но Калининград сработал отлично — несмотря на сложности и ограничения, все отчитались в срок, и нам не пришлось применять административные меры.
О штрафах и санкциях
Мы можем оштрафовать предприятие по статье 13.19 КОАП РФ за непредоставление официального статистического учёта в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных. Если речь идет о должностном лице — от 10 до 20 тысяч рублей, о юридическом — от 20 до 70 тысяч при первом нарушении. При повторном нарушении штрафы более серьёзные — до 150 тысяч рублей. Но эти меры мы применяем крайне редко.
У нас был респондент-нарушитель. Всем известная компания, которая в силу своих собственных причин не предоставляла одну опредёленную форму статотчётности. Предупреждали о наложении штрафа, но предоставлять всё равно отказывались. Бывают и такие случаи.
Человеческий фактор всё еще играет большую роль. Но с каждым днём методология совершенствуется. Созданы единые информационные системы. Есть возможность у предприятия предоставлять отчётность в электронном виде. В 2010 году этот показатель составлял 17%, в 2019 году — уже 88%.
О возможности "подгона" информации
Мы не контролирующий, мы фиксирующий орган. Ответственность за предоставленную информацию несёт респондент. Но мы работаем совместно с властью и являемся членами комиссий, которые отслеживают налоговые исчисления и заработные платы. Если предприятие показывает зарплату ниже дозволенного минимума, то вопросы возникают, но не у нас. Мы вопросы не задаём, мы не имеем на это юридического права. Вопросы задаёт власть.
У нас нет, и не может быть задачи по подгону информации в определённые рамки. Мы орган государственный и независимый. Как-то повлиять невозможно. Допустим, захотело министерство увеличить определённый показатель. Мы никоим образом не вправе это сделать. Мы публикуем официальную информацию, на основе данных, имеющихся у нас. Статистика — это отрасль, независимая от государства. Мы показываем картину, ситуацию и обстановку, которые существуют на самом деле. Для чего мы нужны, если будем подстраиваться и давать необъективную информацию? В ней не будет никакого смысла.
Алёна Пятраускайте